Что делать при отказе в регистрации товарного знака

По законам нашей страны фирменные товарные знаки подлежат госрегистрации. Для прохождения процедуры нужно подготовить пакет документов и оформить заявку в Роспатент. В некоторых случаях федеральная служба заявку отклоняет. Возможные причины для отказа прописаны в статье 1483 ГК РФ.

В статье мы рассмотрим информацию о способах преодоления отказного решения в регистрации товарного знака, по каким причинам в регистрации могут отказать, действия по обжалованию предварительного и окончательного отказа из Роспатента.

 

Виды отказов в регистрации товарного знака

Индивидуальный товарный знак – один из многочисленных инструментов эффективной маркетинговой политики. Госрегистрация объекта интеллектуальной собственности помогает защитить интересы владельца и обозначить его права.

Если по каким-либо причинам Роспатент в регистрации отказывает, заявитель получает письменное уведомление с указанием конкретных причин.

Отказ от регистрации может быть предварительным и окончательным. В первом случае у заявителя есть хорошие шансы повлиять на ситуацию. Для этого нужно составить грамотный ответ, в тексте которого разъясняются противоречия и спорные моменты, упомянутые в уведомлении ФИПС. Окончательный ответ можно оспорить только через суд.

 

Причины отказа в регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака проходит в два этапа: формально и по существу. Все это занимает время и сопровождается уплатой пошлины. В случае отказа заявитель теряет и время, и деньги. Чтобы свести к минимуму вероятность неудовлетворительного ответа, нужно изучить, какие есть законные основания для отказа.

Самые распространенные причины для отказа в регистрации товарных знаков:

  1. 100%-ная идентичность или очевидное сходство. Если аналогичный товарный знак уже существует и распространяется в той же сфере и на том же рынке сбыта, ваша заявка будет отклонена. Оспаривать такое решение бессмысленно. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно изучить базу данных зарегистрированных объектов, а также заявок, поданных ранее вашей.
  2. Абсолютная неинформативность. Это касается непонятных аббревиатур, состоящих из согласных букв, цифр, чисел, знаков препинания, простых геометрических фигур. Помимо отсутствия значимой информации, отказ в регистрации подобной символики оправдан тем, что эти объекты используются повсеместно, поэтому владеть ими невозможно.
  3. Универсальные характеристики. Нельзя использовать для индивидуального товарного знака слова, которые описывают характеристики аналогичных товаров. Яркий пример: «клубничный йогурт». Присвоение права собственности на подобное название привело бы к тому, что любая другая компания не могла бы использовать подобное словосочетание в описании товара. Универсальные характеристики должны оставаться доступными для всех субъектов рынка.
  4. Обман. Желание привлечь внимание потребителей провоцирует предпринимателей на невинный на первый взгляд обман. Часто это касается географической привязки. Отсюда знаменитое «Советское шампанское». На сегодняшний день географическое название регистрируется только в тех случаях, когда соответствует действительности.
  5. Аморальность. В товарных знаках запрещено использовать элементы порнографии, призывы к экстремистским действиям, упоминание наркотических веществ, оскорбление чувств верующих, нецензурные слова и т. п. Отказ в этом случае будет однозначным и бесповоротным.
  6. Нарушение авторских прав. Любое использование известных цитат, имен знаменитостей и упоминание героев книг, фильмов, комиксов, отсылка к известным компьютерным играм возможна только при документальном согласии автора.
  7. Повторение чужого названия. Здесь есть нюансы: использовать то же слово можно, если существующая компания работает в принципиально другой сфере. То есть агентство недвижимости и продуктовый магазин могут называться одинаково. В этом случае у покупателей не возникает смешения образов, и каждый предприниматель остается при своих.
  8. Наличие официальной символики. Для товарных знаков не используют герб, флаг, слова гимна, наименования международных организаций, названия государственных наград и т. п.

 

Как обжаловать предварительный отказ из Роспатента

Предварительный отказ – не приговор. В большинстве случаев от вас потребуются некоторые разъяснения и подтверждающие документы. На их подготовку дается полгода – солидный срок для устранения противоречий и поиска аргументов. Готовый ответ в письменном виде направляется в ведомство.

Если причиной предварительного отказа стало подозрение на схожесть с зарегистрированными графическими образами, уплата дополнительной пошлины позволяет подкорректировать вашу символику и повысить ее уникальность до нужного уровня.

 

Что делать при окончательном отказе в регистрации ТЗ

Если ответ заявителя на предварительное уведомление признан неудовлетворительным, ФИПС оформляет окончательный отказ. Это решение может быть обжаловано в досудебном или судебном порядке.

Досудебное разбирательство – функция Палаты по патентным спорам. Во время рассмотрения дела заявитель имеет право на устранение одной причины для отказа. Если этого будет достаточно, спор решается в его пользу и товарный знак регистрируется.

Если Палата по патентным спорам вынесла решение об отказе, заявитель имеет право подать жалобу в Высшую патентную палату.

Судебное разбирательство относительно отказа в регистрации товарного знака проходит в арбитражном суде.

При подготовке документов для регистрации товарного знака нужно проявить педантичность. Скрупулезный анализ официальной базы помогает избежать случайного повторения отдельных элементов чужого логотипа. Если педантичность и внимательность к числу ваших деловых качеств не относятся, процедуру регистрации товарного знакадоверяют команде профессионалов. Помощь квалифицированных специалистов избавит от необходимости изучать товарные знаки конкурентов, готовить документы для прохождения экспертиз, составлять аргументированные ответы при возникновении спорных моментов.