Что важно знать о покупке и продаже товарного знака

Зарегистрированный товарный знак может быть взят на баланс предприятия как нематериальный актив. В стоимость объекта можно включить расходы на его разработку, ожидаемую прибыль от использования, степень узнаваемости обозначения и прочие индивидуальные для каждого случая факторы. Актив, получивший оценку в денежном эквиваленте, может стать объектом купли-продажи.

В статье мы рассмотрим особенности покупки или продажи товарного знака, какие потребуются документы, порядок составления договора, этапы оформления сделки.

 

Преимущества покупки готового товарного знака

Регистрация нового товарного знака – длительная и трудозатратная процедура. Разработка и коррекция дизайна, изучение рынка, анализ изображений, сходных до степени смешения, подготовка документации – далеко не полный перечень мероприятий, которые сопровождают процесс регистрации в ФИПС.

В Роспатент поступает огромное количество заявок. Для каждого нового знака проводятся экспертизы, на основании которых комиссия ФИПС принимает решение о выдаче патента. Из-за загруженности служб процесс регистрации может занять более полутора лет. Многие предприниматели не хотят ждать так долго и готовы приобрести подходящий товарный знак у его владельца на взаимовыгодных условиях.

Преимущества покупки готового товарного знака:

  • не нужно тратить время и средства на создание и проработку дизайна обозначения;
  • не придется подавать заявку в ФИПС и отслеживать делопроизводство ни самостоятельно, ни через патентного поверенного;
  • отсутствует риск получения отказа в долгожданной регистрации;
  • оформление сделки купли-продажи занимает не более 1,5-2 месяцев, по истечении которых предприниматель может распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению;
  • если объект купли-продажи – раскрученный товарный знак, у нового владельца появляется возможность сэкономить на продвижении собственной продукции.

 

После заключения сделки предыдущий владелец утрачивает все права на актив. Новый хозяин может пользоваться обозначением единолично или передать права на его использование по лицензионному договору.

Вносить любые изменения в выкупленный товарный знак запрещено. Приобретая права на обозначение, нужно здраво оценивать его дизайн в применении к собственным товарам и услугам.

 

Как происходит процедура приобретения товарного знака

По законодательству РФ в отношении объектов интеллектуальной собственности применяются договоры отчуждения (уступки) прав. Действующий договор должен быть зафиксирован в реестрах ФИПС, иначе он будет считаться недействительным.

В договоре должна быть прописана конкретная цена, по которой права на товарный знак передаются иному лицу. Основанием для определения стоимости нематериального актива служит заключение экспертизы. К процедуре привлекают специалистов в области интеллектуального права.

Приглашенные эксперты учитывают:

  • затраты первого владельца на создание и регистрацию;
  • конкурентные преимущества использования обозначения;
  • стабильность имиджа;
  • дальнейшие перспективы;
  • сведения об объемах реализации продукции, помеченной ТЗ;
  • другие источники прибыли от использования объекта сделки и их стоимостная оценка.

 

По итогам исследования эксперты составляют отчет, имеющий юридическую силу. Указанную в нем стоимость можно прописать в договоре отчуждения или отобразить в бухгалтерии.

Этапы продажи (отчуждения) товарных знаков:

  1. Составление и согласование договора.
  2. Подготовка и подача документов о смене владельца в Роспатент.
  3. Возвращение зарегистрированного в реестре ФИПС договора на руки участникам сделки.

 

Оформление сделки купли-продажи товарного знака можно поручить патентному поверенному. Специалисты в области интеллектуально права могут предложить варианты обозначений, предназначенных к продаже, провести переговоры с продавцом и взять на себя все коммуникации с ФИПС.

 

Какие документы потребуются для оформления сделки

Для официальной передачи прав на нематериальный актив нужно собрать пакет документов. Параллельно подаются полные сведения о сторонах договора.

Какие нужны документы:

  • заявка от имени продавца;
  • подписанный договор об уступке (3 прошнурованных экземпляра);
  • свидетельство на объект договора;
  • квитанция об уплате госпошлины (оплатить может любая из заинтересованных сторон).

 

Сведения об участниках сделки:

  • полные названия организаций;
  • банковские реквизиты;
  • юридические адреса;
  • ФИО и должности руководителей, подписывающих договор;
  • список товаров и услуг, на которые распространяется действие ТЗ.

 

Службы ФИПС могут запросить иные документы. Участники сделки получат официальный запрос, который нужно удовлетворить в установленные сроки. Отсутствие своевременного ответа от сторон может стать причиной для отказа в регистрации договора.

 

Как составить договор «купли-продажи» товарного знака

Содержание договора отчуждения прав на интеллектуальную собственность регламентируется статьями 1232 и 1488 ГК РФ.

Передача исключительных прав на товарные знаки возможна только от юридического лица иному юридическому лицу.

Чем еще руководствуются при составлении договора уступки прав на объект интеллектуальной собственности:

  • договор заключается только в письменном виде;
  • в пункте «предмет договора» обязательно указывают регистрационный номер товарного знака;
  • указывается цена.

 

Существуют обстоятельства, при которых Роспатент отказывает в регистрации договора уступки. Для защиты интересов покупателя в тексте договора указывают, что расчеты осуществляются после регистрации отчуждения в ФИПС. Можно также пойти другим путем и внести пункт, в котором говорится, что в случае отказа продавец обязуется вернуть уплаченную стоимость ТЗ в полном объеме и в конкретные сроки.

Покупка зарегистрированного товарного знака позволяет сэкономить время на регистрации нового обозначения. Параллельно покупатель получает возможность попользоваться чужой известностью и сэкономить на рекламе. Сделка купли-продажи считается действительной только после регистрации договора в Роспатенте.