Доказательство общеизвестного товарного знака

Из содержания Правил ОТЗ и Рекомендаций ОТЗ следует, что общеизвестность товарного знака (или обозначения)` должна быть доказана лицом, использующим такой товарный знак (или обозначение).

Для этих целей указанными документами предусмотрена необходимость представления соответствующих фактических данных. В соответствии с пунктом 2.2. Правил ОТЗ такие фактические данные могут быть представлены, в частности, сведениями о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанавливаемых Роспатентом.

Рекомендациями по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации не установлено каких-либо специальных требований к статусу такой организации. Пунктом 3.2. лишь указано, что такая организация специализируется в области проведения социологических исследований. Вследствие этого, как правило, вопросов в отношении правомочности проведения социологических исследований той или иной организацией при рассмотрении заявления о признании товарного знака общеизвестным не возникает. Хотя, если опрос будет проведен малоизвестной в области проведения социологических исследований организацией, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть запрошены сведения или документы, подтверждающие, что эта организация специализируется в данной сфере деятельности.

Проблемы, возникающие на практике, связаны с оформлением результатов проведенных опросов. Результаты опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака (или обозначения) в Российской Федерации представляются, как правило, в форме отчета. Очевидно, что в соответствии с абзацем первым пункта 2.2. Правил ОТЗ такой отчет рассматривается как документ. Как и любой другой документ, отчет о результатах опроса потребителей должен быть надлежащим образом оформлен.

Возникает вопрос, соблюдение каких требований будет рассматриваться как достаточное для признания отчета о результатах опроса оформленным надлежащим образом и, соответственно, признания его документом, который может приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о признании товарного знака (или обозначения) общеизвестным в Российской Федерации.

По нашему мнению, при отсутствии специальных требований к оформлению отчета о результатах опроса потребителей (социологического исследования), такой отчет должен оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету о проведении научно-исследовательской работы [1]. Социологические исследования, со всей очевидностью, являются исследованиями научными [2]. Отчет о научно-исследовательской работе должен оформляться, как известно, в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе».

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 4 сентября 2001 г. № 367-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г. Этим стандартом устанавлены общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов, а также правила для тех случаев, когда единая процедура оформления будет содействовать обмену информацией, совершенствуя обработку отчета в информационной системе.

Стандарт распространяется на отчеты о фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ (НИР) по всем областям науки и техники, выполняемых научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями, научно-производственными и производственными объединениями, промышленными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями. Положения настоящего стандарта могут быть использованы при подготовке отчета в других сферах научной деятельности.

В соответствии с положениями стандарта отчет о результатах НИР должен содержать, в частности, титульный лист, который служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.



[1] На это, в частности, указывают С.И.Григорьев и Ю.Е.Растев в разделе 3.3.6 «Подготовка отчета о результатах исследования» учебного пособия «Основы современной социологии» - «При этом отчет оформляется в полном соответствии с требованиями ГОСТа к оформлению научных работ». http://irbis.asu.ru/mmc/grig/3.3.6.ru.shtml. 

[2] Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования. Социологическое исследование – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Социологическое исследование – способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.  Социоло́гия (от лат. socius — общественный и др.-греч. λóγος — учение) — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.