ГУМ один, и он в Москве

ГУМ Знаменитейший московский ГУМ получил официальное право безраздельного владения собственной аббревиатурой. Специалисты Роспатента подписали документы, согласно которым, аббревиатура «ГУМ» теперь является общеизвестным товарным знаком. Особые права владельцам дает именно слово «общеизвестный». Это означает, что только столичный универмаг может использовать товарный знак «ГУМ», и имеет право требовать от других магазинов замены их названий, если они используют в наименовании знаменитое сочетание букв или похожие на него.

ОАО «Торговый дом ГУМ» зарегистрировал свою аббревиатуру как товарный знак еще в 2005 году. А в 2007 руководство универмага всерьез задумалось о дополнительной защите своего бренда. Потребовалось несколько лет на раздумья и сбор документов. И лишь зимой 2012 года в главное патентное бюро Роспатент были поданы заявление о признании товарного знака общеизвестным на территории нашей страны и необходимый пакет документации. Регистрация прошла успешно, и летом 2013 года аббревиатура «ГУМ» стала общеизвестным товарным знаком официально. Юридическая особенность «общеизвестности» заключается в том, что этот статус бессрочен, то есть присваивается навсегда.

Однако достоверен факт, что в России работают больше 15 ГУМов. Все они расположены в областных центрах и название свое носят, так же, как и столичный ГУМ, еще с советских времен. Аналогично московскому, провинциальные ГУМы располагаются в красивых зданиях в центрах городов, зачастую — в строениях, которые признаны архитектурно-историческими памятниками. Казань, Новосибирск, Владивосток, Смоленск, Йошкар-Ола, Кострома, Саратов, Тамбов, Ярославль ― вот далеко не полный список городов, жители которых ходят за покупками в местные ГУМы.

Получат ли эти универмаги претензии от главного магазина страны? Руководство ОАО «Торговый дом ГУМ» никаких конкретных заявлений на эту тему пока не делало. Однако в PR-службе сообщили, что ГУМ имеет право на свое усмотрение запрещать или разрешать использование своего товарного знака другим коммерческим структурам. Причем отсутствие запрета не означает разрешение.

Независимые эксперты и юристы, однако, не считают целесообразным для московского ГУМа конфликтовать с кем бы то ни было на почве использования своего товарного знака. Дело в том, что в случае судебного разбирательства, доказать ущерб, нанесенный провинциальным ГУМом столичному, будет практически невозможно. Таковы особенности российского законодательства. Так что, прежде чем предъявлять претензии регионам, ГУМу придется подождать, пока будут заполнены пробелы в наших законах.