Многие российские предприниматели недостаточно серьезно относятся к объектам интеллектуальной собственности. Они придумывают оригинальное название и удачный логотип, но при этом не считают нужным закрепить права на товарный знак официально. Да, использование незарегистрированного эксклюзивного обозначения законом не возбраняется, но предприниматель, который пренебрег официальным путем, ставит себя в заведомо уязвимое положение.
В статье мы рассмотрим законность использования незарегистрированного товарного знака, какие проблемы могут возникнуть, как их избежать.
Законно ли использование незарегистрированного товарного знака
Юридические лица могут использовать товарный знак без регистрации в ФИПС – закон ничего против не имеет, если обозначение достаточно эксклюзивно и не имеет зарегистрированных ранее аналогов, схожих до степени смешения.
Компания может использовать любую приемлемую символику, но ровно до тех пор, пока иное юридическое лицо не зарегистрирует подобное обозначение и не заявит о своих правах.
Если этого не произойдет, можно считать, что повезло. Однако случаи везения единичны.
В некоторых ситуациях отсутствие регистрации в ФИПС в некоторой степени оправдано. Обычно это относится к компаниям, работающим в узкой сфере с небольшой конкуренцией. В таких случаях недобросовестная конкуренция в форме попытки завладеть более или менее раскрученным товарным знаком попросту провалится: постоянные клиенты не станут менять поставщика из-за того, что он утратил права на символику. Напротив, если в узких кругах станет известно о неэтичном поведении одного из продавцов, ему могут объявить бойкот.
Незарегистрированный товарный знак можно использовать, если речь идет о малом бизнесе. Предприниматель, оказывающий услуги клининга или мужа на час, может применять оригинальную символику без опасений, что кто-то захочет ее «отобрать». В этом случае имеет смысл сэкономить и не регистрировать ТЗ, ведь для малого бизнеса каждая статья расходов существенна.
Негативные последствия отсутствия регистрации товарного знака
Товарный знак, особенно раскрученный, это лицо компании. Конечный потребитель запоминает символику производителя, и у него формируется определенное восприятие фирменного продукта. Эксклюзивное обозначение становится частью независимой рекламной кампании.
Если предприниматель не закрепил за собой права на использование обозначения, существует риск, что это сделает кто-то другой. И в этом случае «законный» обладатель полностью утрачивает право на дальнейшее использование символики для развития собственного бизнеса.
Какие могут быть последствия отсутствия регистрации:
- Если ваш товарный знак сумела прибрать к рукам другая компания, а вы продолжаете им пользоваться, готовьтесь к суду. Вас ожидают судебные издержки, штрафы, компенсация ущерба истцу и, возможно, конфискация товара. Даже если вы убедите судей, что именно вы – автор символики, по закону она принадлежит тому, кто ее зарегистрировал. В этом случае судья может только посочувствовать и уменьшить сумму компенсации, но на иной исход рассчитывать не приходится.
- Вам придется придумывать новый товарный знак. Новая идея может быть не такой удачной, как предыдущая.
- Покупатели, которые привыкли к определенной символике, вряд ли станут вникать в тонкости вашего бизнеса и с недоверием отнесутся к «новому» продукту. Вам придется начинать с нуля: убеждать потребителей, что ваша продукция достойна внимания. Возрастут расходы на маркетинг – уменьшится размер чистой прибыли.
- Если конкурент, который начал использовать вашу символику на законных основаниях, окажется плохим дельцом, это может бросить тень и на вашу репутацию.
Специалисты по интеллектуальному праву настоятельно рекомендуют регистрировать товарный знак на старте бизнес-проекта. Расходы на экспертизу и пошлины – ничто по сравнению со штрафами и суммой компенсации, назначенной по решению суда.
Можно ли защитить незарегистрированный товарный знак
Пока товарный знак не зарегистрирован, он имеет статус коммерческого обозначения, особенности использования которого регулируются статьями 1538-1541 ГК РФ. Нормативно-правовыми актами предусматривается защита обозначения, если его «хозяин» сумеет доказать более ранний приоритет, а также тот факт, что символика уже имеет различительную способность и приобрела известность у потребителя.
Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака
Незаконное использование чужого товарного знака влечет за собой гражданскую, уголовную и административную ответственность. Степень ответственности зависит от формы и разновидности нарушения, размеров нанесенного ущерба, а также от факта предварительного сговора и количества соучастников преступления.
Пострадавший может подать исковое заявление в антимонопольный комитет, суд по правам интеллектуальной собственности или в правоохранительные органы. Для составления грамотного иска нужно обращаться к специалистам в области интеллектуального права.
Преимущества регистрации товарного знака
Сотрудничество в ФИПС помогает избежать проблем и воспользоваться всеми плюсами официальной охраны авторских прав.
Преимущества регистрации ТЗ:
- повышение ценности бизнеса за счет добавления статьи «Нематериальные активы»;
- создание имиджа серьезной компании с перспективами;
- привлечение внимания инвесторов;
- возможность передачи прав на товарный знак за вознаграждение (лицензионное соглашение);
- занятие определенной ниши в рамках отрасли;
- возможность представить продукцию на международных маркетплейсах;
- защита бренда от посягательств недобросовестных конкурентов;
- возможность защитить свои интересы в суде и получить компенсацию за незаконное использование обозначения.
ФИПС гарантируют правовую защиту зарегистрированных товарных знаков. Законный правообладатель может рассчитывать на поддержку государства.
Использование незарегистрированного товарного знака связано с рисками для бизнеса в целом и для руководителя в частности. Обозначение, права на которое не закреплены официально, становится уязвимым. Регистрация в ФИПС укрепит ваши позиции и позволит рассчитывать на охрану интеллектуальной собственности, используемой для развития бизнеса.