Сначала, разберёмся, что подразумевается под «оценкой». Итак, это процесс, который с помощью подробного анализа позволяет определить стоимость объекта. Анализ включает в себя информацию о самом объекте оценки, о сегменте рыка, в котором представлен объект. Так же этот процесс включает в себя выполнение расчётов, которые основаны на одновременном учете многих качественных и количественных факторов экономического, технического или социально-политического характера, а также письменное оформление результатов в виде отчета.
Объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат оценке:
- патенты на любые промышленные образцы;
- патенты на полезные модели или изобретения;
- предоставленные или полученные лицензии на право пользования объектов интеллектуальной собственности;
- фирменные наименования;
- авторские свидетельства;
- знаки обслуживания и торговые марки (товарные знаки);
- ноу-хау (новая информация, которая не известна другим, и имеет коммерческую стоимость);
- нематериальные объекты, деловая репутация (гудвилл).
Цель и необходимость оценки интеллектуальной собственности
Оценка объектов интеллектуальной собственности позволяет определить в денежном эквиваленте стоимость продуктов интеллектуальной работы.
Необходимость оценки интеллектуальной собственности, обычно возникает в случае купли ил продажи торговых знаков, патентов и др. Или же при заключении сделок или лицензионных соглашений на право временного или частичного использования объектов интеллектуальной собственности. Помимо вышеописанного, оценка требуется при определении компенсации ущерба, который причинён правообладателю в случае незаконного использования конкурентами го торговых марок, патентов и пр.
Но в современной практике существуют и другие возможные причины для осуществления официальной процедуры оценки интеллектуальной собственности.
При оценке интеллектуальной собственности у Вас появляются такие возможности:
- можно определить стоимость лицензии на любой объект интеллектуальной собственности;
- определить рыночную стоимость объекта и реальную ценность, например, в целях продажи (или полной передачи права) патента или торговой марки;
- получение кредита при оставлении под залог личных исключительных прав на такие объекты интеллектуальной собственности;
- определение стоимости взноса в уставный фонд предприятия, в таком случае, когда Вы хотите увеличить уставный фонд с помощью внесения в него суммы стоимости торговой патента и/ или марки (такая процедура возможна так же при создании нового предприятия);
- определение суммы выплат роялти или авторских вознаграждений (их могут регулярно получать авторы патентов на промышленные образцы и/ или изобретения – обычно это учредители предприятия. Вознаграждения авторам облагаются только лишь 13-ти процентным доходом с физических лиц и считаются валовыми расходами предприятия. Роялти же могут получать собственники торговых марок и/или патентов (на практике собственниками могут быть физические лица, в том числе и сотрудники предприятия);
- привлечение инвесторов;
- определение суммы компенсации, определённой при решении конфликтов незаконного использования торговых марок и патентов, в том числе можно определить убытки, возникшие вследствие нарушения исключительных прав владельца на объекты интеллектуальной собственности;