Коллективный товарный знак: кому необходим, регистрация

Официальная регистрация товарного знака подразумевает, что права на его использование принадлежат конкретной компании. Если изначально предполагается, что обозначение будет использоваться группой корпораций, к таким знакам применяется особый правовой режим.

В статье мы рассмотрим понятие коллективного товарного знака, в чем его плюсы и минусы, как пройти регистрацию в Роспатенте, что такое Устав коллективного знака.

 

Что такое коллективный товарный знак

Коллективный товарный знак – это эксклюзивное обозначение, права на использование которого принадлежат объединению юридических лиц. При этом символика не принадлежит ни одному участнику группы в отдельности, предполагается исключительно совместное использование бренда.

Коллективные товарные знаки используют, если подобное решение способствует продвижению продукта, в успехе которого заинтересован каждый участник объединения.

Особенности использования коллективного товарного знака:

  1. Товар, который выходит под эгидой подобного обозначения, должен обладать свойствами и признаками, присущими каждой из компаний-участников объединения-правообладателя.
  2. Порядок использования обозначения определяется Уставом, принятым компаниями-участниками в отношении коллективного товарного знака.
  3. Состав участников-правообладателей может меняться, предприятие, которое желает использовать коллективное обозначение для реализации своих коммерческих целей, может вступить в объединение, если подобное не противоречит Уставу и интересам других участников.

 

Совместное владение объектом интеллектуальной собственности определяет особый порядок принятия решений относительно судьбы символики. В некоторых вопросах участие коллектива способствует развитию каждого из участников, однако возможны ситуации, когда невозможность распорядиться знаком единолично может повредить бизнесу одного из участников.

 

Примеры коллективных товарных знаков

На территории РФ коллективные товарные знаки – явление достаточно редкое. Отчасти это объясняется особым менталитетом, который не позволяет чувствовать себя комфортно, не имея возможности распоряжаться собственностью единолично. Многие попытки совместного владения оканчиваются неудачно: участники объединения не могут договориться полюбовно и решают свои вопросы в суде.

Самыми крупными и жизнеспособными примерами коллективных товарных знаков, зарегистрированных в РФ, считаются «Камаз» и «Прима». Среди международных гигантов наиболее известны торговые знаки «Пепси» и «Кока-Кола», которые принадлежат целой группе производителей по всему миру.

Также в качестве примера коллективного товарного знак можно привести названия творческих коллективов, музыкальных групп, в которых каждый из участников имеет возможность пиариться за счет раскрученного названия, но не имеет права применить наименование группы к себе лично.

 

Преимущества и недостатки коллективных товарных знаков

Отсутствие возможности для каждого из участников объединения принимать все решения единолично имеет и плюсы, и минусы.

Преимущества использования коллективного товарного знака:

  1. Экономия расходов и трудозатрат, связанных с регистрацией в ФИПС. Расходы и хлопоты распределяются между участниками объединения в соответствии с принятым Уставом.
  2. Снижение издержек на маркетинг продукции, ведь расходы на рекламу каждого из участников способствуют успеху объединения в целом.
  3. Возможность совместного создания рекламной продукции.
  4. Коллективная заинтересованность в качестве продукции, выпущенной под эгидой товарного знака, повышает уровень доверия конечного потребителя.

 

Есть и минусы:

  • дискредитация одного из участников бросает тень на репутацию всех участников объединения;
  • для некоторых компаний необходимость следовать высоким стандартам качества становится тяжелой ношей.

 

Кроме того, коллективный товарный знак не может стать предметом отчуждения, дарения. Невозможно передать часть прав на использование символики по лицензионному договору. Такой порядок ограничивает возможности для получения дополнительной прибыли.

 

Порядок и стоимость регистрации коллективного товарного знака

Как и обычный товарный знак, коллективная символика должна быть официально зарегистрирована в ФИПС.

Что нужно для регистрации коллективного товарного знака:

  1. Подготовить заявления (шаблон заявки можно скачать на сайте Роспатента).
  2. Уплатить пошлину.
  3. Составить и заверить документ, подтверждающий право представителя действовать в интересах объединения-правообладателя символики (доверенность или иной документ).
  4. Подготовить информацию об обозначении.
  5. Сделать копию Устава.
  6. Отнести пакет документов в ФИПС или выслать документы «Почтой России».

 

В заявлении обязательно должны быть указаны классы МКТУ, в которых будет применяться новое обозначение и, конечно, сведения об участниках объединения.

Пошлина за подачу заявки на регистрацию коллективного товарного знака составляет 3500 рублей. Если количество товаров или услуг, для которых разработана символика, превышает 5 штук, за каждый пункт придется доплатить по 1000 рублей. Стоимость формальной экспертизы составляет 11500 рублей, за каждый товар сверх лимита доплачивают по 2500 рублей. Экспертиза по существу обходится в 16000 рублей+1000 рублей за каждую дополнительную позицию. Оформление свидетельства о праве на использование коллективного товарного знака стоит 2000 рублей.

 

Как составить Устав коллективного товарного знака

Устав коллективного товарного знака – документ, определяющий порядок использования обозначения и контроля за действиями компаний-участников, которые могут влиять на имидж бренда.

Что должно быть прописано в Уставе:

  • цель регистрации обозначения;
  • перечень участников с их полными реквизитами;
  • наименование объединения;
  • список товаров и услуг, которые будут выпускаться под данным товарным знаком;
  • характеристики продуктов, которые будут принадлежать к торговой марке;
  • условия использования и нанесения символики;
  • регламент контроля за действиями участников в отношении коллективного объекта интеллектуальной собственности;
  • ответственность участников за нарушение Устава и прочие действия, которые могут повредить интересам объединения.

 

Предоставление устава одновременно с заявкой на регистрацию коллективного товарного знака – обязательное требование (п.1 ст.1511 ГК РФ).

Коллективный товарный знак –эксклюзивное обозначение, права на использование которого принадлежат группе лиц, действующих на основании Устава. Участники объединения несут коллективную ответственность за качество продукции, маркированной общей символикой. Использование коллективного товарного знака позволяет также извлекать выгоду от успехов каждого из членов объединения.