Как защитить коммерческую тайну

Многие успешные организации владеют особыми ноу-хау, позволяющими отличаться от конкурирующих фирм. К примеру, на производстве каких-либо товаров нет ничего важнее, чем технология. Позволить конкурентам завладеть ею зачастую значит понести огромные убытки. К счастью, ноу-хау защищается законом о коммерческой тайне и относится к интеллектуальной собственности.

Коммерческая тайна. Как защитить? Как это работает

В первую очередь, ноу-хау необходимо запатентовать, иначе организация не будет иметь исключительного права на его использование, а в случае попадания информации в руки конкурентов, они могут воспользоваться ею на свое усмотрение. Лучше всего обратиться за помощью в патентное бюро, чтобы все было оформлено в лучшем виде и с максимальной выгодой.

Чтобы не допустить овладение информацией третьими лицами, необходимо ввести режим коммерческой тайны. Здесь нужен четкий контроль. Должен быть создан точный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и список лиц, имеющих к ним доступ. Всем остальным доступ должен быть закрыт. Все документы и прочие носители информации должны подвергаться строгому учету.

Кража и ее предотвращение

Когда речь идет о важной коммерческой тайне, начинается самая настоящая шпионская история. В ход идут любые грязные способы организации утечки или несанкционированного доступа. Реальные методы защиты могут показаться проявлением паранойи, но на самом деле малейшее отклонение от правил может грозить катастрофой. Каковы же основные  методы кражи и как их предотвратить?

Утечка. Каналов утечки существует больше, чем может показаться.

  1. Визуальный канал - это все, что можно подглядеть.
  2. Акустический канал - это все, что можно услышать.
  3. Электромагнитный канал - это все, что связано с техникой.

Не так-то просто перекрыть все каналы. Без помощи специалиста можно как минимум занавешивать все окна, плотно их закрывать, отворачивать мониторы компьютеров от окон и дверей, не пускать посторонних в помещение ни под какими предлогами. Не лишним будет также визуальный осмотр помещения, включая труднодоступные места, а также проводки любого назначения.

Разглашение. Это самый распространенный способ утраты конфиденциальности. Сотрудники организации могут попасться на уловки мошенников и сказать лишнего, даже не подозревая об этом. Конечно, не всегда все так безобидно, часто имеет место банальный подкуп. Вот почему так важно строго контролировать всех, кто имеет доступ к коммерческой тайне.

В любом случае, необходимо учитывать стоимость коммерческой тайны. Если убытки от ее утраты будут небольшими, нет никакого смысла покупать дорогое оборудование для защиты и разрабатывать сложную систему. Специалист по информационной безопасности поможет разобраться, что необходимо, а то не нужно.

Таким образом, коммерческая тайна требует серьезных усилий по защите. Даже в случае кражи можно будет привлечь воров к ответственности, особенно если права на интеллектуальную собственность зарегистрированы. Не важно, проводится ли регистрация торговой марки, прав на технологию производства или произведение искусства, подход должен быть основательным.