Квалификационная комиссия в Роспатенте (ФИПСе)

Решения квалификационной комиссии об аттестации в качестве патентного поверенного для приобретения статуса патентного поверенного недостаточно.` Гражданин, успешно сдавший квалификационный экзамен, должен быть еще и зарегистрирован в установленном порядке в качестве патентного поверенного.

Такая регистрация может быть осуществлена, во-первых, при условии подачи соответствующего заявления, во-вторых, при представлении документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за выдачу свидетельства патентного поверенного, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах, в-третьих, при отсутствии установленных законом оснований для отказа в регистрации в качестве патентного поверенного.

Такие основания предусмотрены ч. 4 ст. 2: не могут быть зарегистрированы в качестве патентных поверенных:

 1) государственные служащие, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, и муниципальные служащие;

 2) работники организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В настоящее время это работники федерального государственного учреждения Федеральный институт промышленной собственности (ФГУ ФИПС) и государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный институт интеллектуальной собственности (ГОУ ВПО РГИИС);

 3) граждане, признанные в установленном законодательством РФ порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

 Отказ в регистрации в качестве патентного поверенного подлежит обжалованию в суде, однако закон не устанавливает сроков для обжалования. Представляется, что в таких случаях должны применяться положения главы 25 ГПК РФ.Для подачи заявления о регистрации установлен трехмесячный срок, исчисляемый с даты принятия решения квалификационной комиссии об аттестации.

 Таким образом, у гражданина, аттестованного в качестве патентного поверенного и занимающего при этом, например, какую-либо муниципальную должность, есть время для принятия решения — продолжить работать в этой должности либо оставить ее и зарегистрироваться в качестве патентного поверенного.

Законом установлена возможность восстановления пропущенного трехмесячного срока, если причина пропуска уважительная, однако в нем не раскрыто, какие именно причины рассматриваются в качестве уважительных, кроме того, не определено, в течение какого периода после истечения пропущенного срока должно быть подано заявление о его восстановлении.

Статус патентного поверенного приобретается гражданином со дня его регистрации в Реестре патентных поверенных РФ.Закон установил перечень сведений, которые должны вноситься в Реестр в отношении каждого патентного поверенного. Эти сведения разноаспектны. Большая их часть, конечно же, предназначена для потенциальных клиентов патентного поверенного. Так, при необходимости оформления заявки на изобретение в области химии заинтересованное лицо, безусловно, будет анализировать сведения о специализации патентного поверенного. Немаловажное значение имеет и стаж работы в качестве патентного поверенного.

Если выбор патентного поверенного осуществляет иностранный или российский клиент для получения правовой охраны объекта интеллектуальной собственности за рубежом, его, вероятно, его будет интересовать информация о языке, на котором (помимо русского) работает патентный поверенный. О добросовестности патентного поверенного свидетельствует отсутствие в Реестре сведений о применении к нему мер взыскания, предусмотренных Законом.В Реестре должна содержаться информация о наименовании работодателя патентного поверенного или указание, что его профессиональная деятельность осуществляется самостоятельно, что также может иметь значение для клиента патентного поверенного при заключении договора о представлении его интересов.

Из ч. 5 ст. 7 Закона следует, что порядок ведения Реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Основываясь на этом, Административный регламент  содержит ряд положений о порядке ведения Реестра, внесения в него изменений. Следует особо указать, что ч. 5 ст. 7 Закона определена обязанность патентного поверенного направлять в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности информацию обо всех изменениях сведений, касающихся его как патентного поверенного.

Такую информацию он обязан представлять в течение 30 дней со дня возникновения изменений, то есть если патентный поверенный изменил место работы, он должен известить об этом Роспатент для внесения соответствующих изменений в Реестр. В Реестр также вносятся сведения об исключении из него патентных поверенных, об их восстановлении.