На фоне санкций западные бренды бегут из России, оставляя после себя громкое и незанятое имя. У многих предпринимателей и организаций уже возник соблазн взять себе легендарные логотипы и названия, по типу IKEA или McDonalds. Но есть ли такая возможность по закону?
Товарный знак простыми словами
Товарный знак – это уникальное обозначение, которое может быть выражено:
- словесно;
- визуально;
- анимационно;
- музыкально;комбинированно.
Логотипы, слоганы и наименования брендов – самые популярные разновидности обозначений, которые регистрируются в качестве товарных знаков. Обратите внимание – все они уникальны и защищены режимом интеллектуальной собственности.
Есть ли смысл пользоваться известными товарными знаками?
Поначалу данная идея кажется соблазнительной. Никто не откажется взять себе название Макдональдса и его логотип – внимание тысяч клиентов гарантировано. Но закон на стороне хозяев. Любой, кто использует товарный знак без согласия владельца, рискует получить ощутимый штраф в размере 200 тысяч рублей и выплатить компенсацию, которая может достигать 5 миллионов рублей.
Согласитесь – далеко не самая приятная перспектива.
Не нужно ставить знак равенства между ушедшим брендом и его освободившимся товарным знаком. По общему правилу, все права, как и государственная защита, сохраняются. Поэтому мы не увидели продолжение использования McDonalds со всеми сопутствующими логотипами и дизайном – вместо него появилась «Вкусно и точка».
У правила есть исключения. Товарный знак действительно можно «присвоить» (то есть, зарегистрировать на себя), если:
- бренд отказался от обозначения;
- действие товарного знака отменено судом или патентным органом;
- срок действия товарного знака истек.
Уход компании с рынка определенно не попадает под указанный перечень. Бренд ушел, но его товарные знаки продолжают охраняться государством. Более того – все потенциальные конкуренты не смогут использовать даже схожие обозначения. Не получится изменить одну букву в ИКЕА или взять известный логотип Nike, но немного другой формы. Сходство автоматически закроет вам путь к регистрации товарного знака и его использованию.
Таким образом, по закону товарные знаки ушедших брендов нельзя позаимствовать, если нет оснований для прекращения охранного режима.