Неохраняемые элементы товарного знака: виды, особенности

При разработке дизайна товарного знака нужно помнить о неохраняемых элементах, на которые правовая защита не распространяется. Некорректное использование подобной символики может стать причиной для отказа в регистрации. Чтобы создать узнаваемый товарный знак, следует знать о правилах применения неохраняемых символов.

В статье мы рассмотрим, что важно знать о неохраняемых элементах товарного знака, какие бывают варианты, их место в структуре товарного знака, нюансы правовой защиты.

 

Что такое неохраняемые элементы товарного знака

Неохраняемые элементы – это слова, изображения и понятия, которые по закону РФ должны оставаться доступными для массового использования. Чаще всего это обозначения, дающие определение товару или услуге, описывают ее качества, форму, дают отсылку на географию производства.

Неохраняемые символы характеризуются низкой степенью узнаваемости. Их в равной степени можно отнести к любому товару в рамках одного класса МКТУ. Некоторые универсальные обозначения подходят для характеристики любых продуктов, производимых на территории РФ и за ее переделами.

 

Виды неохраняемых элементов

Перечень неохраняемых элементов и ограничения к их применению изложены в пункте 1 статьи 1483 Гражданского Кодекса РФ.

Структурные единицы символики, не подлежащие правовой защите:

  1. Общепринятые термины, определения продуктов. Нельзя зарегистрировать право собственности на наименования товаров и услуг. Слова «молоко», «хлеб», «аптека» универсальны. Они принадлежат в равной степени любому производителю. Общепринятые определения могут использоваться в качестве одного из структурных элементов обозначения, но правовая защита на них не распространится.
  2. Общепринятые символы. Это $, @, %, знаки препинания, домены первого уровня, повсеместно используемые графические и схематические изображения.
  3. Аббревиатуры. Очень часто подаются заявки на регистрацию наименований с общепринятыми сокращениями формы собственности предприятия: ОАО, ООО, ИП. Правовой охране также не подлежат другие общепринятые сокращения: ЭВМ, ГОСТ, ВСД, ЦНС.
  4. Роспатент не защищает бессмысленные буквенно-цифровые сочетания наподобие ААпр9, 90ОЛД, 14АК14.
  5. Описательные слова и фразы. Многие производители пытаются «протащить» в товарный знак рекламу продукта. Фразы «самый вкусный», «свежие», «только у нас» относятся к неохраняемым элементам. Туда же относятся прилагательные, которые описают состав товара: молочный, яблочный, ржаной.
  6. Оригинальная форма упаковки. Нельзя получить право собственности на использование стандартных бутылок, тетрапаков и прочей повсеместно используемой тары.
  7. Защите не подлежат слова, которые приобрели статус нарицательных: ксерокс, памперс, эскимо и т.д. С точки зрения маркетинга включение подобных словоформ в обозначение может быть вредным для нового продукта.
  8. Простые геометрические фигуры. Окружность, квадрат и треугольник не могут стать чьей-то собственностью.
  9. Реалистичные изображения. Точная копия товара не может быть его же товарным знаком. Для регистрации изображение нужно упростить, сделать схематичным.
  10. Государственная символика, официальные знаки. Гимн, флаг, герб, ордена, медали, печати и клейма, изображения объектов культурного наследия могут быть задействованы только с разрешения Геральдического Совета при Президенте РФ. При этом благоприятное решение структуры не означает их правовую защиту со стороны Роспатента.

 

Охраноспособность словесной части зависит от сферы применения. Так, например, слово «розетка» не может стать собственностью для магазина электроприборов, а для торговой интернет-площадки – может. Правовая защита на отдельные слова и фразы действует в рамках конкретных классов МКТУ.

 

Особенности правовой охраны

Присутствие неохраняемых элементов в товарном знаке может быть одобрено, если их доля составляет менее 50% изображения. Охраняться такой знак будет как единая композиция. Правообладатель не сможет воспрепятствовать, если его конкурент станет использовать аналогичные словоформы в качестве структурного элемента для своего изображения.

Применение неохраняемых элементов ослабляет правовую защиту символики. Существует риск утраты уникальности и узнаваемости, поскольку любой производитель может применить эти же обозначения для своей продукции. Товарный знак перестает выполнять свою главную функцию, и правообладатель может утратить долю рынка. Если в обозначении присутствуют неохраняемые символы, их подача должна быть яркой и оригинальной.