Право на использование торговой марки предоставляет ее владельцу возможность распоряжения ей по собственному усмотрению, включая осуществление переуступки прав на товарный знак в пользу третьего лица. Законом порядок действий в таких ситуациях определяется Правилами регистрации договоров об уступке товарного знака, общими нормами Гражданского кодекса России в части положений, касающихся заключения и исполнения соглашений.
Не имеет значения, каков статус лица, заинтересованного в приобретении товарного знака – эти положения распространяются в одинаковой мере на юридических и физических лиц. Основное условие передачи торговой марки – прекращение ее использования первоначальным собственником. Договор заключается на возмездной основе или может предусматривать безвозмездную передачу ТМ. Действие законодательства распространяется только на торговые марки и знаки обслуживания, регистрация которых совершена в России.
Особенность российского законодательства в его отличии от международных правовых норм, предусматривающих совместно с правом на товарный знак обязательство передачи оборудования и имущества, используемого для производства маркируемого ТМ товара. В России это необязательное условие.
На что следует обращать внимание при передаче прав на торговую марку
У нас действуют определенные ограничения в части использования полученного (приобретенного) права на торговую марку. Невозможна переуступка прав, если дальнейшее использование торговой марки может стать причиной, по которой потребитель будет введен в заблуждение о производителе или происхождении самого товара.
Договор об уступке права на товарный знак обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Иначе использование торговой марки покупателем считается незаконным. Обычно регистрация не вызывает затруднений: в законодательстве нет прямых указаний на возможные причины отказа в регистрации соглашений такого рода. Однако определенные ограничения можно увидеть в других нормах действующего законодательства, например, в регистрации договора можно получить отказ в случаях, когда:
- среди символов на товарном знаке использованы изображения государственного герба или флага, официальное название государства;
- указано географическое местоположение места производства товаров, если их дальнейшее их изготовление планируется в другом регионе.
Договор заключается только на один товарный знак. В случаях, когда речь идет о передаче прав на несколько обозначений, на каждый должно быть оформлено отельное соглашение.