Приоритет товарного знака: что это, когда наступает и заканчивается

Приоритет товарного знака предоставляет права на его использование до окончания регистрационных процедур. Справка о присвоении приоритета становится весомым аргументом при разрешении споров об интеллектуальной собственности. Приоритет товарного знака дает право на защиту интересов компании в суде.

Товарный знак должен быть абсолютно эксклюзивным. Если Роспатент рассматривает заявки компаний, символика которых идентична или схожа до смешения, одна из них получит отказ. Критерий выбора между двумя и более заявителями – приоритет товарного знака.

В статье мы рассмотрим информацию о приоритете товарного знака, что она дает, в чем плюсы получения приоритета, как рассматривается обращение, решение спорных вопросов.

 

Что такое приоритет товарного знака

Слово «приоритет» происходит от английского priority, что означает первенство, старшинство, предшествование. Приоритет товарного знака закрепляет права конкретного заявителя во время прохождения регистрационных процедур. Приоритет имеет решающее значение, если на рассмотрении в ФИПС рассматриваются заявки с идентичными или очень похожими обозначениями.

Законодательная база

Установление приоритета товарных знаков регулируется Гражданским кодексом РФ – статьи 1494-1496. Согласно нормам приоритет назначается в соответствии с датой приема и регистрации первоначальной заявки, поданной субъектом предпринимательской деятельности.

 

Виды приоритетов товарного знака

Для определения приоритета товарного знака учитываются обстоятельства и даты подачи заявок в Федеральные или Международные организации.

Выделяют три типа приоритетов:

  • приоритет по дате подачи;
  • конвенционный приоритет;
  • выставочный приоритет.

 

Приоритет по дате подачи

Приоритет по дате подачи подразумевает преимущество компании, которая подала заявку раньше конкурентов. При этом учитывается правильность заполнения и комплектность документации. Если в документах есть ошибки, приоритетное право регистрации торгового знака присвоено быть не может, пока заявитель не устранит формальные недочеты.

Заявки, форма которых не соответствует требованиям законодательства, не рассматриваются, даже если они были поданы раньше других.

Приоритет на регистрацию торговой марки устанавливается только после удачного прохождения формальной экспертизы.

Конвенционный приоритет

Конвенционный приоритет – привилегия предпринимателей, которые подали заявку в стране-участнице Парижской конвенции по охране прав собственности. В этом случае ФИПС будет отталкиваться от даты первоначальной заявки.

Конвенционный приоритет не устанавливается, если обращение в Федеральную службу было оформлено позже, чем спустя 6 месяцев с момента подачи документов в стране-участнице Парижской конвенции.

Для получения конвенционного приоритета субъект предпринимательской деятельности обязан проинформировать органы ФИПС о прохождении регистрации в рамках программы Парижской конвенции по охране прав собственности.

Выставочный приоритет

Существует еще один способ получить приоритетное право на торговый знак. Для установления выставочного приоритета нужно принять участие в выставке и продемонстрировать широкой публике образцы продукции, маркированной соответствующей символикой.

Условия присвоения выставочного приоритета:

  1. Прохождение выставки на территории одной из стран-участниц Парижской конвенции.
  2. Международный статус мероприятия.
  3. Информация об участии выставки указана в заявке в ФИПС. Также нужно предоставить пакет документов, подтверждающих международный статус мероприятия.
  4. Заявка в ФИПС подана не позднее 6 месяцев от даты открытия выставки/начала экспонирования.

 

Преимущества получения приоритета товарного знака

Официальная справка о присвоении приоритета товарного знака открывает дополнительные возможности для продвижения бизнеса.

Субъект предпринимательской деятельности, заявка которого еще не зарегистрирована, получает такие права:

  • использование обозначения в рекламе, на вывеске, фирменных бланках, визитках и т.д.;
  • размещение вывески на иностранном языке;
  • развитие сотрудничества с торговыми сетями;
  • защита от обвинений в несанкционированном использовании товарного знака (обвинения снимаются упоминанием номера заявки и даты приоритета);
  • возможность пресекать действия правонарушителей, незаконно использующих чужое обозначение.

 

Как проходит установление приоритета ТЗ

Установление приоритета – функция ФИПС. Основание для принятия решения – дата подачи заявки или документированная информация о праве получения приоритета на основании выполнения соответствующих процедур в рамках Парижской конвенции.

Срок действия

Действие приоритета начинается с момента подачи заявки в Роспатент. Срок правовой охраны интеллектуальной собственности составляет 10 лет. По истечении этого срока нужно подать заявление о продлении. Если этого не сделать, иное лицо, подавшее заявку с идентичным обозначением, имеет возможность получить приоритет торгового знака и воспользоваться плодами чужого успеха.

 

Как быть при одинаковом приоритете заявок по дате

Редко, но все-таки бывают случаи, когда Роспатент вынужден устанавливать приоритет заявок со схожим или идентичным обозначением, поданных в одно и то же время. Соответствующие службы обязаны проинформировать заявителей о сложившейся ситуации.

Обычно дела подобного рода улаживаются мирным путем: один из предпринимателей добровольно отзывает спорную заявку.

Если в течение семи месяцев стороны не приходят к консенсусу, Роспатент аннулирует заявки обоих претендентов.