Заседания научно-технических советов Роспатента, ФИПС

rospatent На совместном заседании научно-технических советов Роспатента и ФГУ ФИПС 26 апреля 2010 года обсуждался вопрос об Основных направлениях оптимизации административных процедур, связанных с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности:
— По каждому регламенту предусмотрен мониторинг применения регламента и подготовка предложений, направленных на его совершенствование. — По ряду регламентов подготовлены предложения, направленные на исправление выявленных ошибок и оптимизацию внутренних процедур в ведомстве в рамках действующего законодательства, однако некоторые результаты оптимизации административных процедур могут быть достигнуты только с путем изменения действующего законодательства.
Основные направления оптимизации в отношении процедур организация приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец.

 

Основные направления оптимизации в отношении промышленных образцов:
— уточнение понятия «промышленный образец» (как решение внешнего вида изделия);
— отказ от применения перечня существенных признаков промышленного образца для установления объема испрашиваемой правовой охраны;
— сокращение количества документов для установления приоритета промышленного образца (с четырех до двух) — достаточно представление только заявления и комплекта изображений;
— снятие ограничений на возможность патентования внешнего вида объектов архитектуры и неустойчивой формы;
— возможность преобразования заявки на промышленный образец в заявку на полезную модель или в заявку на изобретение (и наоборот) с сохранением приоритета;
— уточнение отдельных критериев патентоспособности промышленного образца (оригинальности, непротиворечия общественным интересам).
Основные направления оптимизации в отношении процедур организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель.

 

Для этих целей предлагается осуществить следующие изменения:
— введение процедуры «общественной проверки патентоспособности»;
— уточнение условий патентоспособности (введение условия изобретательский шаг, упрощение определения промышленной применимости);
— ведение условия ясности и полноты раскрытия полезной модели в документах заявки;
— уточнение определения единства (направлено на упрощение проверки);
— возможность преобразования заявки на полезную модель в заявку на промышленный образец (и наоборот). Основные направления оптимизации в отношении процедур организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение.
С целью устранения несоответствия отдельных положений Кодекса и административного регламента положениям, установленным Договором о патентной кооперации, Договором о патентном праве, а также законодательства ЕС, подготовлены предложения по следующим направлениям:

— уточнение определения единства изобретения;
— ведение требования ясности и полноты раскрытия изобретения в документах заявки;
— упрощение условия «промышленная применимость»;
— введение процедуры восстановления конвенционного приоритета.

Основные направления оптимизации в отношении процедур государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности Реализация положений Сингапурского договора о законах по товарным знакам, вступившего в силу для Российской Федерации 18 декабря 2009г., выявила целесообразность установления единообразных требований для целей государственной регистрации лицензионных договоров в отношении всех объектов промышленной собственности. Сингапурским договором устанавливаются менее строгие требования к документам и условиям взаимодействия ведомства с заявителем при регистрации лицензии, чем это предусмотрено российским законодательством.

 

Эти требования таковы:
— для целей регистрации лицензии ведомство не имеет права требовать представления самого лицензионного договора;
— для целей регистрации лицензии ведомство не имеет права требовать представления финансовых условий лицензионного договора;
— прежде чем отказать в регистрации лицензии, ведомство обязано дать возможность правообладателю представить свои замечания и пояснения.
Концепцией административной реформы предусмотрено осуществление в 2009-2010 годах работ по переходу федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде, что предполагает разработку механизмов создания условий для обеспечения свободного доступа пользователям сети Интернет к систематизированной информации о государственных услугах, а также электронного взаимодействия получателей государственных услуг с органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.
Разработка и реализация указанных механизмов осуществляется в рамках проекта «Электронная Россия». Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспатента позволит обеспечить для заявителя возможность электронного взаимодействия с Роспатентом, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.