Учет товарного знака в бухгалтерском учете 1С

Зарегистрированный товарный знак – нематериальный актив, фактическая ценность которого зависит от субъективных факторов. Однако, помимо субъективного восприятия ценности, фирменная символика имеет вполне конкретную стоимость. Она формируется из стоимости ее разработки+расходы на регистрацию в ФИПС. Данная сумма должна быть учтена в бухгалтерии предприятия.

В статье мы рассмотрим, как отразить операции с товарным знаком в бухгалтерском учете, какие проводки используются в различных случаях.

 

Как товарный знак принимается к учету

Все расходы компании должны быть отражены на соответствующих счетах. Для формирования баланса используется метод двойной записи. Большинство российских компаний пользуется специализированной бухгалтерской программой 1С.

Поступление на баланс товарного знака возможно тремя путями: разработка, покупка зарегистрированного обозначения или безвозмездное внесение актива в уставный фонд. Итоговая стоимость нематериального актива отражена на счету 04 «Нематериальные активы».

На учет принимают товарные знаки, права на которые подтверждены свидетельством Роспатента.

 

Проводки при разработке

Если компания разрабатывала товарный знак самостоятельно или оплачивала услуги наемных специалистов, принятие актива к учету проводится с задействованием счета 08.08 (субсчет 08 – «Выполнение разработок»).

Проводки выглядят следующим образом:

  1. Затраты на разработку товарного знака: Дебет 08.08 Кредит 60, 68, 69, 70 сумма 1.
  2. Уплата государственной пошлины за регистрацию: Дебет 08.08 Кредит 60 сумма 2.
  3. Принятие объекта на баланс фирмы: Дебет 04 Кредит 08.08 сумма 1+сумма 2.

< p> 

К расходам на разработку товарного знака относят любые траты компании, направленные на создание эффектной символики. Это могут быть материальные затраты и расходы на услуги наемныхдизайнеров, художников, конструкторов, маркетологов, копирайтеров, патентных поверенных и т.д., а также расходы на выплату заработной платы персоналу компании.

 

Проводки при покупке

Существуют фирмы, которые занимаются регистрацией различных обозначений, чтобы потом передать эксклюзивные права на символику иной компании за определенное вознаграждение.

Принятие на баланс товарного знака, приобретенного по договору купли-продажи, проводится практически по такой же схеме:

  1. Расходы на приобретение товарного знака: Дебет 08.05 Кредит 60 сумма 1.
  2. Уплата госпошлины за переоформление права собственности: Дебет 08.05 Кредит 76 сумма 2.
  3. Принятие ТЗ на баланс фирмы: Дебет 04 Кредит 08.05 сумма 1+сумма 2.

 

Субсчет 08.05 называется «Приобретение нематериальных активов».

 

Расходы на регистрацию товарного знака в бухучете

Для учета всех расходов на регистрацию ТЗ в 1С используют стандартные записи.

Если в вашей программе готового шаблона нет, используйте такие проводки:

  1. Приобретение знака: Дебет 04 Кредит 08.
  2. НДС: Дебет 19 Кредит 60.
  3. Стоимость НМА оплачена: Дебет 60 Кредит 51.
  4. Товарный знак принят на баланс: Дебет 04 Кредит 08.
  5. Налоговый вычет по НДС: Дебет 68 Кредит 19.

 

Схема используется в бухгалтерском и в налоговом учете.

 

Амортизация товарного знака в бухгалтерском учете

Износ нематериальных активов отражается на счету 05. Расходы распределяются в зависимости от способа и особенностей применения обозначения. Как правило, для списания этих сумм используются счета 20 («Основное производство»), 25 («Общепроизводственные расходы»), 44 («Расходы на реализацию»).

Амортизация начисляется исходя из срока охраны обозначения. В РФ это 10 лет, начиная со дня подачи заявки на регистрацию. Это нужно учесть при покупке обозначения, период охраны которого начался еще до того, как у него появился новый правообладатель.

 

Переоценка товарного знака в бухучете

Балансовая стоимость нематериальных активов может переоцениваться. Процедуру проводят не чаще, чем один раз в год. При переоценке учитывается текущая рыночная стоимость актива.

Сумма дооценки/уценки должна отразиться на счету 83 («Добавочный капитал»).

 

Как списать товарный знак: проводки

Как и любой другой актив, товарный знак может быть списан.

В каких случаях списываются ТЗ:

  • закончился срок охраны обозначения и предприятие решило не продлевать регистрацию в отношении данной символики;
  • товарный знак продан другой компании;
  • закончился срок действия лицензионного договора;
  • товарный знак перестал использоваться по инициативе правообладателя.

 

Иногда зарегистрированный товарный знак не оправдывает ожиданий. Компания, которая планировала засветиться на рынке, сменила род деятельности или признала символику неэффективной/неудачной/морально устаревшей. В этом случае актив подлежит списанию. Недоамортизированная стоимость объекта списывается на счет 91 «Прочие расходы». Для этого используют следующую проводку: Дебет 91 Кредит 04.

Товарный знак – актив, который имеет конкретную стоимость и подлежит учету в бухгалтерии предприятия. Стоимость эксклюзивной символики отражается на счету 04 «Нематериальные активы». На баланс можно принять только то обозначение, на которое выдано свидетельство о регистрации в ФИПС.