Войны брендов

Прежде всего,  бытует мнением о том, что «войны брендов» и «патентные войны» это всегда недобросовестная конкуренция. Отнюдь. Предъявляя «многомиллионные и даже многомиллиардные иски», правообладатели товарных знаков и патентообладатели основывают свои требования на принадлежащих им исключительных правах и на положениях закона, обозначивших признаки нарушения таких исключительных прав.

признаки нарушения исключительного права на товарный Так, например, признаками нарушения исключительного права на товарный знак являются:

  1. использование обозначения, не только тождественного зарегистрированному товарному знаку, но и обозначения, сходного с ним до степени смешения (т.е. обозначения сходного с товарным знаком в целом, несмотря на их отдельные различия),
  2. использование такого обозначения в отношении продукции, для которой товарный знак зарегистрирован (например, молоко), или для однородной продукции (например, кисломолочная продукция),
  3. возможность введения потребителя в заблуждение из-за такого использования в отношении правообладателя товарного знака,
  4. отсутствие разрешения со стороны правообладателя на использование товарного знака.

А признаками нарушения исключительного права, например, на изобретение, являются:

  • использование в продукте или способе каждого признака изобретения, приведенного в независимом пункте содержащейся в патенте формулы изобретения, либо признака, эквивалентного ему и ставшего известным в качестве такового в данной области техники до совершения в отношении соответствующего продукта или способа действий, рассматриваемых законом как использование изобретения;
  • отсутствие разрешения со стороны патентообладателя на использование изобретения.

Следует учитывать, что исключительное право на товарный знак или на изобретение является легальной монополией, позволяющей правообладателю защищать его всеми допускаемыми законом способами – запрещая такое незаконное использование, требуя возмещения причиненного ущерба, компенсации. С определенной долей условности использование таких способов, наверное, можно назвать ответными военными действиями.

Безусловно, истории права на товарные знаки и истории патентного права известны случаи, когда в качестве товарных знаков регистрировались чужие товарные знаки или регистрировались обозначения, на которые в силу закона не может распространяться исключительное право одного субъекта, а в качестве изобретений патентовались технические решения, не обладающие новизной или изобретательским уровнем. Не исключены и случаи промышленного шпионажа, последствием которых являлось патентование чужих разработок и препятствование последующему патентованию со стороны истинного изобретателя (его правопреемника). Конечно же, в этих случаях, агрессия со стороны правообладателя встречала справедливый отпор со стороны других пользователей технических решений.

Очевидно, что  использование удачных товарных знаков, высокотехнологичных разработок всегда направлено на достижение конкурентных преимуществ, но это добросовестные действия. Поэтому вряд ли можно предположить (если только не предположить полную остановку интеллектуальной деятельности) отказ от регистрации и использования товарных знаков, отказ от патентования изобретений и последующий отказ от защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют весьма существенных затрат. С мнением о том, что «патентные войны» переходят на качественно новый уровень, нельзя не согласиться, хотя бы в силу того, что и уровень самих изобретений становится качественно иным.