Война авторского права на медийном рынке

Владельцы медиа-холдингов и главные редакторы редакций забили тревогу еще в 2003 году. Повсеместное использование материалов их авторов тогда стремительно набирало обороты. Газета еще не успела дойти до утреннего читателя с кофе, как оперативные юзеры уже выкладывают тексты на свои «агрегаторы».'

Главный редактор «Правды.ру» Вадим Горшенин возмутился в своем блоге о прямолинейных копировальных навыках портала NewsLand.ru: «Бизнес этого сайта построен на краже материалов из других изданий. Нюс ланд не только игнорируют политику изданий относительно перепечаток, но и вообще не упоминают источники текстов и авторов, ограничиваясь микроскопической ссылкой «Оригинал статьи» в отдельном блоке», - пишет В. Горшенин.

- То тут то там постоянно обнаруживаю и я, и ваши сотрудники ворованные тексты. Ничего в апреле не предвещало угрозы… Она случилась неожиданно и стала громом среди ясного неба для «копирайтеров» - люди, незаконно копирующие чужой контент на свои сайты. Ведущие СМИ, среди которы ВГТРК, ИД «Коммерсантъ», «Sports.ru», «Газета.ру», международная информационная группа «Интерфакс» и РАМИ объявили в апреле 2008 года о намерении объединиться в борьбе с нарушителями авторских прав в Интернете.

Издания договорились о разработке общих мер защиты от воровства контента, посколько убытки от заимствования текстов, фотографий, рисунков и других материалов исчисляются десятками миллионами долларов. Интернет сообщество отреагировало бурным осуждением новости в блогах и на профессиональных сайтах. Мнения по данному вопросу разделилось. С одно стороны, заявление было сделано достаточно громко для тех, кому оно предназначалось. С другой стороны, проблему с нарушением авторских прав решить непросто, и даже объединение ведущих СМИ не гарантирует изменения российского законодательства, имеющего много «лазеек» для желающих бесплатно пользоваться результатами чужого труда.

На западе активное развитие получила идея протокола ACAP (Automated Content Access Protocol), предложенная «Всемирной газетой ассоциацией»(WAN). Протокол состоит из команд, которые указывают поисковым системам, новостным сайтам и пользователям информацию об авторстве и условиях использования того или иного контента. Достоинствами данного решения являются относительная простота внедрения ACAP на сайтах. Однако для того, чтобы идея заработала, данный протокол должен использовать все ведущие поисковые системы и новостные ресурсы. Сегодня об этом говорить рано, хотя ACAP уже используют несколько сотен крупных сайтов из 30 стран.

По мнению Атона Носика, известного интернет-деятеля и создателя новостных проектов в Рунете, для решения проблемы воровства контента необходимый комплекс мер. Среди них борьба с нарушителями путем судебных процессов, работа с рекламодателями, чтобы они понимали репутационные риски при публикации своей рекламны на ворующих контент площадках, а так же борьба с воровством на техническом уровне. Согласно оценке А.Носика, до 80 % трафика нарушающие авторское право сайты получают из Яндекс. Новости. Если бы у поисковой системы были правовые основы для наказания ворующих контент сайтов, это могло бы значительно снизить поток посетителей на подобные проекты и повлиять на их бизнес. Он не исключает, что технические способы окажутся более действенными, нежели судебные разбирательства.

Однозначно можно сказать, что проблема защиты авторских прав в Интернете назрела давно требует решения. Факт того, что контент является товаром, и очень ценным, понимают все больше владельцев сайтов и людей, чей бизнес связан с распространением информации и Интернетом. Слишком большие убытки заставляют владельцев СМИ искать законные пути решения данной проблемы. Борьба с нарушениями авторских прав непроста, но она ведется и более того – не прекратиться, пока победа не останется за правыми в данном вопросе. Для людей, не верящих в торжество истинны, можно напомнить простой факт – года 2-3 назад практически любые программы можно было купить в переходе за 80- 100 рублей. И казалось, так будет всегда. Даже мысль о том, что за программное обеспечение необходимо платить тычи рублей, казалось многим пользователям нереальной. Если сделать так, что контент будет невозможно использовать иными способами, кроме законных, проблема соблюдения авторских прав в Интернете будет решена.

По материалам: О.В. Копцева Где@порылась?Защита прав в интернете

Патентное бюро «Бренд Альянс» - качественная и быстрая регистрация товарного знака.