Зачем россиянам Федеральная служба авторских прав

Новая инстанция будет контролировать распределение авторских вознаграждений. Что будет с Роспатентом?

Rospatent Решение о создании Российской федеральной службы по авторским правам принято по результатам совещания, которое прошло под руководством Игоря Шувалова (первого вице-премьера). Пресс-служба чиновника сообщила, что новое ведомство будет регистрировать и охранять интеллектуальную деятельность, заниматься документооборотом по этому вопросу, а также координировать действия властей в области авторских прав. Служба должна начать работу с 1 июля 2014 года. Чиновники планируют подготовить и передать на утверждение президенту Указ о новом законе. Запланирована и дата готовности этого документа — 1 января 2013 года.

Создание нового ведомства ставит под вопрос существование такой организации, как Роспатент (Федеральной службы по интеллектуальной собственности). Ведь именно в ведении данного ведомства до сих пор находятся не только вопросы авторских прав, но и регистрация товарного знака, бренда, оформление патента. Однако конкретной информации о будущем Роспатента никто из чиновников пока не дал.

Алексей Митрофанов (глава думского комитета по информационной политике) сообщил, что новая Федеральная служба будет выполнять надзорные функции. По словам Митрофанова, депутаты хотят максимальной прозрачности: все отчеты новая служба должна будет публиковать в интернете, чтобы россияне могли видеть, кто и сколько заработал. Думский комитет считает, что благодаря такой системе можно будет знать, где и в каких количествах исполняются произведения российских авторов, кто из композиторов и артистов популярен, названия самых исполняемых песен и мелодий.

Среди авторов и артистов тоже немало тех, кто с воодушевлением относится к огласке размеров доходов друг друга. Иван Алексеев, известный под сценическим псевдонимом Noize MC, заявляет, что с интересом посмотрел бы статистику доходов российских композиторов и исполнителей. «Мне было бы забавно узнать, на какие средства Стас Михайлов купил себе новый гранатомет и построил у себя во дворе космопорт», ― отметил Иван в интервью. Однако сам музыкант и актер не имеет деловых отношений с РАО и говорит, что причина его занятий музыкой не деньги.

На сегодняшний день вопросами отчислений по авторским правам занимаются несколько ведомств:

  • РАО — Российское авторское общество (здесь получают деньги композиторы, поэты, сценаристы и т. п.);
  • ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности (следит за отчислениями исполнителям);
  • РСП — Российский союз правообладателей (контролирует оплату частного пользования продуктами интеллектуальной деятельности).

Решение о создании нового контролирующего органа чиновники объясняют тем, что накопилось достаточно претензий со стороны авторов к работе существующих ведомств. Пока решать такие вопросы приходится в суде.

Так, музыкальный продюсер Арташес Андреасян (работал над фильмами «Служебный роман: наше время», «Дублер») считает, что ему сильно недоплатили. В письме, которое он направил в Министерство культуры РФ, говорится, что вместо 7,5 миллионов он получил от РАО всего 0,5 миллионов рублей. Причем платеж растянулся на три года. Андреасян не понимает, как показ фильма на канале «Дисней» может стоить дороже, чем на «Первом канале». Продюсер ждет выплаты 2 % от общей стоимости всей рекламы, показанной в течение фильма, и говорит, что готов выкупить чуть ли не весь эфир на «Первом», если рекламное время там так сильно подешевело.

В РАО же сообщают, что, во-первых, не имеют права предавать огласке конкретные суммы авторских вознаграждений. Ответы на запросы Андреасяна отправлены в письменном виде ему лично. А во-вторых, сама система подсчета и распределения денег выглядит иначе, чем представляет себе продюсер. Общее количество средств, пришедшее от канала за определенный период, делится на число авторов, чья музыка прозвучала в эфире, и вычисляется стоимость 1 секунды эфирного времени. Ее умножают на время звучания произведений конкретного композитора и получают сумму гонорара. Правда, есть одна загвоздка: цену секунды эфира РАО отказывается сообщать даже самим композиторам, обратившимся с претензией в суд.

Также непрозрачно выглядят сборы с кинотеатров. Существует закон, принятый еще в 1994 году, говорящий о 3%-ном размере сбора с общего дохода. РАО же собирает с кинотеатров 0,8–1,2 %, ссылаясь на постановление собственного Авторского совета. Сотрудники пресс-службы РАО поясняют, что такие поправки сделаны с учетом накопленного опыта работы, а также информации о деятельности зарубежных авторско-правовых организаций. Все изменения проводятся с целью поддержать отечественную киноиндустрию.

Остается напомнить, что согласно законодательству РФ, любые изменения величины авторского вознаграждения (особенно, минимального его размера) считаются незаконными и возможны только в случае подписания отдельного договора об этом.

 

Возможно вас заинтересуют другие наши статьи:

Закон об авторском праве

Регистрация лицензионного договора

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности