Авторские права распространяются на объекты науки, искусства и литературы. Регистрация авторских прав позволяет создателю не только получать прибыль с копий своего произведения, но и самому решать, где, в каком контексте и при каких обстоятельствах данное произведение будет использоваться. Таким образом владелец строит имидж своего детища, управляя его появлением на публике, в рекламе, видеороликах и других медиасобытиях.
С развитием интернета все сложнее стало контролировать выполнение Закона «Об авторском праве и смежных правах», да и разграничить понятие цитирования и плагиата тем, кто не имеет юридического образования, порой бывает нелегко. Отсюда – многие расхожие мифы, которые бродят в умах потребителей, зачастую становясь причиной судебных разбирательств, либо же наоборот, мешая свободе самовыражения.
Миф 1
Если на продукте не стоит значок копирайта (©), значит, это произведение находится в свободном доступе и любой человек может его использовать по своему усмотрению.
Увы, это не так. Еще в далеком 1889 году в Берне была создана конвенция по охране литературных и художественных произведений. К ней присоединились США и многие другие мировые страны. Суть ее в том, что любые авторские произведения охраняются законом. Конечно, значок буквы "с" в кругу однозначно указывает окружающим на защиту объекта, однако его отсутствие вовсе не означает, что объект совершенно свободен для тиражирования и использования.
Миф 2
Обязательна регистрация авторских прав на названия песен.
На самом деле это не так. Действительно, существуют зарегистрированные торговые знаки, связанные с фирмой или продуктом. Однако их охрана распространяется лишь на определенные сферы. Вы спокойно можете создать песню под названием "Yesterday", если ее мелодия и слова будут отличаться от уже существующих. Так произведение под этим названием существует не только у группы Beatles, но и, например, у Toni Braxton и The Black Eyed Peas.
Миф 3
Если произведение распространяется в сети интернет, значит, оно не защищено авторским правом.
Слава богу, постепенно этот миф выходит из употребления. Во многом этому способствуют судовые разбирательства с сайтами-файлообменниками, социальными сетями и другими ресурсами. Возможно, многие из вас видели надпись «изъято по требованию правообладателя». Надеемся, что со временем уважение к объектам чужого права постепенно станет нормой сетевой жизни.
Миф 4
Если я создаю попурри или рекламный ролик, в котором частично используются песни или отрывки других произведений – это не плагиат, а цитирование, а значит, я не нарушаю закон.
Очень распространенная ошибка. Вы не нарушаете закон только в случае, если использование объектов авторского права согласовано с их обладателем. Если же это делается без его ведома, ваш продукт, увы, будет плагиатом. Есть только одно исключение – если вы используете части произведения для подтверждения своего высказывания или опровержения чьей-то точки зрения. Только тогда подобное использование будет считаться цитированием. Но этот нюанс довольно сложно доказать в суде.
Таким образом, регистрация авторских прав позволяет осуществлять необходимую защиту произведений искусства и науки. Даже если создатель его не использует, авторское право будет сохраняться 70 лет, а после смерти автора перейдет по наследству его потомкам.
Возможно вас заинтересуют другие наши статьи: